Суббота, 21.04.2018, 20:10
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ "Гудермесская СШ №7"

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Прогноз погоды
Яндекс.Погода

НМР школы

Автобиографический рассказ об учителе русского языка

и литературы МБОУ «СОШ № 7 г.Гудермеса»

Гудермесского муниципального района  Чеченской Республики

Бушуевой Мархет Абдулхажиевне

Мое появление на свет, произошедшее первого апреля 1959 года в селе Ножай-Юрт Ножай-Юртовского района, не было желанной вестью для моего отца Бушуева Абдулхажи, который после четырех дочерей ждал рождения сына. Он тогда и полагать не мог, что после меня у него родятся долгожданные сыновья, аж четверо подряд. Но это потом, а пока я, пятая дочь в семье. Имя мне дали Мархет. То ли потому, что отец ждал вместо меня сына, то ли по какой другой причине, я любила играть в мальчишечьи игры, помогать во всем отцу, драться как мальчишки, одним словом, была то, что называется «сорви  голова».

Моя школьная биография началась 1 сентября 1966 года, когда я переступила первоклассницей порог ставшей для меня дорогой средней школы села Ножай-Юрт. Эти десять лет моей школьной жизни пронеслись головокружительно быстро и оставили никогда неослабевающую  светлую память в моей жизни. Именно в эти годы, еще в первом классе я почувствовала, что успешность человека зависит не от внешности, не от цвета волос, хотя понимала , что и это значит не мало. На итоговой линейке после окончания первого класса, оставив стоять в шеренге своих одноклассниц в расфуфыренных бантиках и фартуках, я побежала получать грамоту и памятный подарок за отличные знания, полученные в учебном году. И это продолжалось все десять лет. Всегда с теплотой и любовью я вспоминаю своих  школьных учителей: первую учительницу Лютову Марью Петровну, учителя географии Аглоткову Валентину Ивановну, учителя математики Гвашеву Непсет Комбулетовну, учителя русского языка и литературы Асталову Шукран Адизовну и многих других. Школьные годы были насыщены и увлекательны. Участие в школьных, районных и республиканских олимпиадах, участие в районных военизированных играх «Зарница» и «Орленок», участие в районных и республиканских научно- практических конференциях, в смотрах художественной самодеятельности. И более всего запомнились занятие географического кружка и походы по разным уголкам нашего высокогорного района.

С теплотой и гордостью вспоминаю свое участие в республиканском конкурсе школьников  в честь 30- летия Победы в Великой Отечественной войне, за победу в котором меня, единственную из нашего района , удостоили чести сфотографироваться у Знамени Победы в Москве в музее вооруженных сил СССР. Как дорогую реликвию храню я до сих пор эту фотографию, на которой я стою в одном ряду с лучшими  учащимися республики перед боевым знаменем и очень горжусь этой победой.

Вспоминая свое детство  и школьные годы я не могу не вспомнить о героической женщине своей матери- Мазаевой Сиржан Шепиевне, вырастившей и воспитавшей двенадцать детей, двенадцать достойных граждан нашей республики. Это она находила в себе выдержку и мужество напутствовать ежедневно на маленькие и большие дела двенадцать детей, а вечером подводить итоги этого дня, кого- то похвалить, кого-то поругать, с кем- то посмеяться, а с кем-то поплакать и зарядить всех снова на завтра, всем внушить, что жизнь есть ежедневная борьба за достойное в ней место и что расслабляться нельзя, и это при том, что сама она целый день работала, не прогибая спины. Мама прожила без единого выходного свою жизнь, растратила на детей все свои силы, всю нежность и умерла в 56 лет. Но для всех детей она осталась самым дорогим , святым человеком, с которым связаны у нас в жизни все лучшие воспоминания и на которого мы все хотели бы быть похожими.

Успешно окончив вышеуказанную школу,  в 1976 году  я покинула родительский дом и уехала на учебу в город Коломна Московской области, где  поступила на филологический факультет пединститута. На вступительном экзамене по русской литературе рассказала наизусть всю поэму Лермонтова «Мцыри» , чем вызвала большое удивление у комиссии и получила оценку «отлично». Сам председатель приемной комиссии приходил узнавать, что это за нацменка, получившая единственную пятерку по литературе. И начались самые счастливые годы жизни- студенческие. И все эти четыре года я невольно мысленно возвращалась к словам  «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух и опыт- сын ошибок трудных, и гений- просвещенья дух».

Экскурсии в дома- музеи выдающихся поэтов, писателей, проживавших в Московской и близлежащих областях, посещение музеев живописи, концертных залов, исторических и архитектурных памятников области, встречи с выдающимися людьми, поездки в трудовые лагеря и студенческие  строительные отряды. Разве можно перечислить все. Главное- друзья из всего СССР. Эти годы можно сравнить разве с драгоценным ожерельем, которое достаешь  лишь в особенно торжественные дни, используют ненадолго и снова кладут на хранение, подальше от любопытных глаз.

А далее настали трудовые будни. Все предыдущее ушло в небытие, праздник жизни закончился. Трудовая биография моя началась в 1980 году в Бенойской средней школе и с первого рабочего дня в роли заместителя директора по учебно-воспитательной работе. Надо признаться, что было очень сложно. Сложно в том плане, что существовал языковой барьер. Весь образовательный процесс официально ведется на русском языке, но  фактически с языком были большие проблемы. Понятно было, что  эту проблему за день, за год не решить, но и откладывать нельзя. Пригласили на работу в начальную школу шесть русскоязычных девушек. Это в корне поменяло ситуацию. Чтобы общаться с учителем, ученик вынужден был говорить на русском языке. Очень большим подспорьем в те годы было то, что  образование было престижным.

Наступательное обучение языку в среднем и старшем звеньях  начали с того, что практически на всех уровнях проводили пятиминутки по развитию речи,  предъявляли единые требования к устной и письменной речи и особое внимание уделяли заучиванию наизусть отрывков из художественных произведений. Когда слово заучено, к нему дается лексическое толкование, а далее проводится интенсивная работа по активному применению в устной и письменной речи заученных слов. Инсценирование сказок, отрывков из художественных произведений , театрализованные представления….  Ни ученики, ни учителя не были в восторге от  этой моей методики. Единственно родителям эта работа пришлась по душе. Наметился существенный сдвиг в развитии речи учащихся, стала прослеживаться позитивная динамика всего образовательного процесса в школе. И как итог работы тех лет могу отметить, что много моих бывших учеников  работают в  администрации главы республики, в парламенте, проректор ЧГУ Кутуев Р.А., зам.министра здравоохранения Магомадов А.А. и многие другие.

А потом грянула война, разруха, годы работы без каких-либо выплат, потеря жилья и переезд в город Гудермес. К тому времени у меня уже была семья, любимый муж и трое сыновей. Мой муж Тимергериев Шита Хумидович- безупречно порядочный человек. Он не хватает с неба звезд, но он надежный, любит работать на земле, возиться с животными. Его хобби- лошади. Круглосуточно может возиться с ними. Шита имеет высшее образование, очень начитан, вполне мог бы защитить диссертацию по вопросам «дворцовые интриги и дворцовые перевороты в России и Франции». Очень любил работать с детьми. Но в силу определенных обстоятельств отошел от дел.

В Гудермесе я продолжила свою трудовую деятельность в СОШ № 7 г.Гудермеса.  Нужно отметить, что мне всегда везло на руководителей. Мой бывший руководитель Обругов Г.Х. и нынешний директор Ольмусханов Х.М.- мастера своего дела, глубоко порядочные , высокообразованные люди, умеющие находить общий язык с подчиненными.

С 2001 года я работаю в МБОУ «СОШ № 7 г.Гудермеса» учителем русского языка и литературы, руковожу методической работой в школе. Основной проблемой образовательного процесса современной школы является полное отсутствие интереса учащихся к чтению. Книгу полностью заменили телефон, интернет. Но это не снимает ответственность учителя за грамотность учащихся. Но еще большим злом для образования в целом стало снижение престижа образования. Утвердилось в обществе мнение, что в любой вуз можно поступить за деньги и успешно с их помощью закрыть сессию на любом факультете. К сожалению, в этом есть доля правды. Но наличие проблем не облегчает, а только прибавляет забот учителю, к тому  же у послевоенных детей свой трудноподдающийся корректировке психологический настрой. И потому,  во главу угла в своей педагогической деятельности я поставила задачу привития интереса учащихся к учебе, приобщение их к миру прекрасного. Использование личностно- ориентированных технологий, система работы над учебными проектами, широкое применение интеграционных возможностей дают хорошие результаты в достижении комплексного  развития учащихся в новом образовательном пространстве. На уроках литературы широко использую инсценирование  фрагментов художественных произведений, считаю, что это лучший способ воссоздания исторической эпохи, описанной в произведении, вхождение в образы литературных героев, развитие речи, умения адаптироваться применительно к окружающим обстоятельствам. Провожу тесную параллель между всеми видами искусства. Уроки литературы не представляю без связи с живописью и музыкой. Широко использую на уроках литературы серии «Звуки природы», «В музеях живописи», «Времена года» и т.д. Даю фрагмент художественного произведения и прошу подобрать соответствующую музыкальную зарисовку или этюд или ,наоборот, включаю музыку и прошу передать чувства, пробуждаемые ею своими словами или отрывком из художественного произведения. Таких технологий, прививающих интерес учащихся к литературе и языку множество. За успешное применение инновационных технологий и большой вклад в дело обучения и воспитания имею награды Правительства ЧР,  министра образования и науки ЧР, главы администрации Гудермесского района, районного отдела образования, министра образования РФ.

В 2006 году участвовала в конкурсе «Учитель года» и стала его победителем. Особенно понравились участникам данный мною урок по литературе в 7 классе  по стихотворению Маяковского  «Хорошее отношение к лошадям» и мастер-класс по теме «Красота спасет мир». Принимала участие в Приоритетном Национальном проекте «Образование»,  за победу в котором награждена государственной премией в 100 тысяч рублей.

В настоящее время являюсь  классным руководителем 10 класса. Мне удалось сплотить дружный коллектив учащихся, которых я стараюсь воспитывать в лучших национальных традициях. С целью привития любви к своей республике, приобщения учащихся к истинно национальным традициям гостеприимства и уважительного отношения к старшим, тесного приобщения к красоте родной природы последним мероприятием в 9 классе я организовала поездку всех детей и их мам к высокогорным истокам реки Ясси в с.Беной Ножай-Юртовского района. Думаю, что учащиеся с нетерпением ждут встречи в школе 1 сентября, а я жду встречи с ними.

С гордостью хочу сказать несколько слов о своих сыновьях.  Мой  старший сын Мансур - курсант 3 курса Воронежского института ГПС МЧС России. Участвовал в ликвидации ЧС в г.Крымске, случившееся в июне 2012 года. Из зоны стихийного бедствия он приехал с благодарственным письмом от  пострадавших жителей. Второй сын Заур окончил в июне 2012 года Кисловодский колледж по массажу, вместе с дипломом привез и любимую девушку, карачаевку по национальности и теперь у меня появилась любимая дочь, которой мне всегда не хватало. Младший Зураб должен продолжить учебу в 8 классе. Я горжусь своими сыновьями и надеюсь, что мне никогда не придется краснеть за них.

 

Телефон:   (8928)-0213095

Прекрасного дня!
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Календарь
«  Апрель 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz